Озеро Рица, отдых в Абхазии

И снова Абхазия и ее памятные места. На третий день мы поехали на озеро Рица. Прежде всего, купили билеты на экскурсионный автобус — 1300 руб с человека. Финиш в селе Лыхны на абхазском застолье. Как обычно, экскурсию брали прямо на стойке в отеле. Микроавтобус “Мерседес” подъехал к гостинице к 11 часам дня. Заполнен он был на 2/3. Покружив по Новому Афону, водитель добрал туристов на все 14 мест! Чтобы быть вместе, мы сели на самый последний ряд. Да и «прелести» местных дорог сзади ощущаются гораздо сильнее.

Озеро Рица — начало пути

Поездка на озеро Рица в Абхазии
Я и водитель микроавтобуса

Экскурсию обслуживала гид – молодая симпатичная абхазская девушка и такой же молодой водитель. Со своими обязанностями они справились на “отлично”! Гид всю дорогу рассказывала не только о встречающихся по пути достопримечательностях, но и о быте, культуре своего народа.

От нее мы узнали, что абхазы вместо пшеницы выращивают кукурузу. Ее плантации встречались около каждой деревни. Кроме неё возделывают и фасоль. Также она нам поведала о том,  какие припасы они заготавливают на зиму. Нас завезли в деревню и показали подвал с запасами консервированных овощей и фруктов. Девушка с удовольствием отвечала на наши вопросы. Было заметно, что ей небезразлично, какое впечатление у нас останется от Абхазии.

Сразу хочется сказать главное. Сама дорога от Нового Афона до озера Рица тянется на 85 км. И на некоторых участках – это отдельная, в чем-то экстремальная, экскурсия!

До города Гудаута (около 16 км) и дальше вела современная автострада с нечастыми поворотами. Шоссе частично проложено вдоль черноморского побережья. Мы наслаждались пейзажами бескрайнего синего моря в этот солнечный день. Но самые интересные эпизоды нашего путешествия начались тогда, когда переехали по мосту через быструю горную речку Бзыбь. Сразу за ним повернули по указателю на озеро Рица. Пейзаж за окнами резко изменился. Справа и слева появились высоченные скалы. Мы въезжали в ущелье, по дну которого и бежала горная река Бзыбь. Кроме того, что дорога в основном шла вдоль ее русла, она вся состояла из крутых поворотов, подъемов, узких мест.

Водопад Девичьи слезы

Одых в Абхазии. Водопад Девичьи слезы
Первая достопримечательность по дороге к озеру Рица

Первую остановку мы сделали у водопада Девичьи слезы. Честно говоря, меня он не впечатлил. Трудно назвать водопадом стекающие по невысокой скале сотни тоненьких ручейков холодной, чистой (как слеза!) – воды. Зато здесь можно увидеть  очень много ленточек разных цветов. Их дамы всех возрастов не только привязывают на кустарники около водопада, но и загадывают желания. Послушали мы и красивую легенду о молодой девушке, ее возлюбленном и злой волшебнице. Главное, что я запомнил: этим слезам уже тысячи лет, и они никогда не иссякнут.

Горная пасека

Следующая остановка была около государственной пасеки, много рядов ульев которой стояли прямо у дороги.

Озеро Рица пасека у дороги
Ряды своеобразных ульев у дороги к озеру Рица

Кстати, ульи не были похожи на привычные для нас традиционные квадратные пчелиные домики. Они больше напоминали стволы деревьев или брошенные бочки. Мы с удовольствием послушали рассказ старшего пасечника (русского по национальности). Он поведал об особенностях местной пчелы (дружелюбного насекомого). А также о свойствах дикого меда и особенностях медосбора в Абхазии. Здесь нет дымящихся труб предприятий. Были доведены до нас и другие полезные новости. За 15 минут мы узнали много нового, причем был и конкурс с вопросами по пчеловодству.

За правильный ответ – бутылка безалкогольной медовухи!

Рекламная компания опытного пасечника дала свои результаты. Большинство туристов нашей группы захотели купить себе абхазского меда. А еще пчелиное молочко и другие продукты полезных насекомых. Мои дочери тоже не устояли перед нахваливанием продукции пасеки. Они приобрели  вкусный и полезный дикий мед в глиняных горшочках. Всего на 6000 руб.

Старшая дочь с этого момента потеряла всякий покой, переживая, как мы на самолете довезем их до Москвы. Ведь это такой хрупкий багаж. А в номере нас ждали еще три банки варенья из инжира и сосновых шишек, купленных в Новом Афоне. Всю дорогу Лена проверяла, чтобы горшочки не побились друг о друга на горных абхазских дорогах. Для полноты ощущений мы ехали сзади.

Дегустация пчелиной продукции

Потом пожилой абхаз прочитал небольшую лекцию о тех напитках, которые получают из меда. О безалкогольной медовухе, крепкой чаче и медовой бражке. Все это он увязал с традициями горцев, долголетием и пользой для здоровья. Была устроена дегустация названных напитков. Во время её дочери зорко следили за мной, чтобы тайком не отведал 65 градусной чачи. Но, я не употребляю алкоголь уже 12 лет, поэтому легко отказался от небольшой дозы спиртного.

А чтобы не потерять в глазах гостеприимного абхаза образ настоящего мужчины, я сказал, что это не каприз, а мой сегодняшний образ жизни. И снова многие туристы нашей группы купили пластиковые бутылки с алкогольными и безалкогольными напитками. Пчел около нас летало очень много. Они садились нам на руки, лицо и другие открытые участки тела, но никого не ужалили. Несмотря на полегчавший кошелек, эта остановка нам понравилась.

Голубое озеро

После пасеки нас сначала завезли на обед в летнее открытое кафе «Сойка» с кавказской кухней. Оно расположено в самшитовом лесу. Наш обед был скромный, ведь еще недавно мы плотно и вкусно позавтракали. Во-первых, мы взяли овощной салат, солянку. Во-вторых, на второе рыбу с гречкой и хачапур (вкуснейший пирог с сыром). Уложились в 800 рублей на троих.

По дороге к Голубому озеру мы проехали мимо висячего моста через быстрые воды горной реки. Но остановку не сделали. Гид сказала, что это место мы посетим на обратном пути. Наконец, следующая достопримечательность — Голубое озеро. Нас гид заранее предупредила о назойливости местных жителей. Они предлагают не только дегустировать вина, но и фотографироваться с дикими птицами и животными. Все услуги платные и, чтобы избежать недоразумений, лучше их игнорировать.

Отдых в Абхазии Голубое озеро
У голубого озера туристы останавливаются обязательно

Само озеро выглядит просто шикарно. Насыщенный голубовато-бирюзовый цвет в сочетании с окружающими зелеными пальмами и нарядными скалами — выглядит потрясающе. Я не удержался и зашел босыми ногами в воду. Она была обжигающе холодна. Спросил разрешение: можно ли окунуться. Мне ответили, что это категорически запрещено. Жалко! Я бы с удовольствием искупался в Голубом озере. Ну, ладно! Потерплю! Озеро Рица уже близко. Там я надеялся обязательно поплавать. Надежды мои оправдались!

Каменный мешок

Недалеко от Голубого озера, сразу после довольно длинного туннеля, находится въезд в живописнейший каньон. Ущелье гид назвала “Каменным мешком”. Другое название — Юпшарский каньон.

Отдых в Абхазии Въезд в Юпшарский каньон
Начало увлекательного дорожного путешествия к озеру Рица

На нас он произвел громадное впечатление. Огромные скалы, высотой в несколько сотен метров, находятся очень близко друг к другу. Внизу царит полумрак. А вверху на скальных карнизах растут самшиты, мхи и плющи. Растения в лучах солнца выглядят удивительно красиво и величественно. С одной стороны немножко жутковато от нависшей громады каменных исполинов, но с другой – просто восхитительно! Здесь мы сделали много фотографий. А также встретили один из многочисленных десантов местных жителей, которые назойливо предлагали свои услуги.

Опасные виражи на горном серпантине

С этого места дорога идет круто в гору, изобилуя такими пассажами, что просто захватывает дух. Если с правой стороны дорога прижимается к скалам, то с левой стороны — к пропасти. Глубина провала в десятки, а то и сотни метров. Туристам, сидящим с левой стороны становилось иногда очень страшно. С одной стороны нас охватывал ужас, когда водитель намеренно прижимался к самому краю пропасти. С другой стороны женщины непроизвольным визгом отмечали самые опасные места. Кроме того, шофер нам пообещал, что правая сторона тоже получит свою долю адреналина на обратном пути. Могу засвидетельствовать — наш микроавтобус в самом опасном месте настолько близко ехал к пропасти, что края дороги со своего места я не видел!

Водопад Мужские слезы

Отдых в Абзазии Водопад Мужские слезы
Мужские слезы гораздо обильнее девичьих слез

Совсем близко от въезда в Каменный мешок находится водопад Мужские слезы. Меня он впечатлил гораздо сильнее, чем водопад девичьи слезы. Во-первых, у него намного мощнее струя. Во-вторых, у него такая высота, что начала падения вод увидеть практически невозможно. Так что когда мужчины плачут, это по-настоящему.

Озеро Рица

Наконец показалось и озеро Рица, расположенное в горах на высоте 950 метров над уровнем моря. Гид начала нас уговаривать проехать, за дополнительные 200 рублей, на 5 километров выше.

Отдых в Абхазии Озеро Рица
Озеро Рица на моей руке

Здесь есть смотровая площадка, с отличным видом на озеро, а рядом расположен Птичий водопад. От смотровой площадки  есть автомобильная дорога к южной оконечности озера. Там можно искупаться (если найдутся желающие). Но сначала путь пролегал мимо Молочного водопада. А теперь хочется рассказать о природе вокруг уникального водоема.

Озеро Рица живописные пейзажи

Со всех сторон озеро окружают высокие горы, на вершинах которых можно увидеть вечные снега. Гид обратила наше внимание на силуэты горных хребтов, напоминающих силуэты спящих великанов. Она рассказала легенду про двух братьев и красавицу сестру Рицу.

Вид, открывающийся на озеро Рица просто потрясающий. Сочетание синего неба, зеленой растительности высоких гор, темно-синей воды высокогорного озера — незабываемо, неповторимо, неописуемо! Красивее я в жизни ничего не видел. Кроме того, все руководители нашей страны, начиная со Сталина и кончая Горбачевым, посещали озеро Рица для отдыха. Здесь построена еще в 30-е годы, скромная по нынешним меркам, государственная дача. Надо думать, что кремлевские небожители толк в красотах природы знали, если стремились сюда приехать.

До купания мы заехали к Молочному водопаду.

Одых в Абхазии Молочный водопад
Ирина на камнях у Молочного водопада

У его подножья наблюдается скопление огромных камней. Ирина, в числе самых смелых туристов, немедленно полезла на приличную высоту. А мы с Леной неосторожно утолили жажду, черпая чистую прохладную воду прямо пригоршнями. Я зачерпнул около 5 раз, и, через некоторое время, у меня началось жесточайшее расстройство желудка. Лена пила меньше, поэтому она и  пострадала слабее. Около этого водопада получились одни из самых динамичных фотографий.

Купание в озеро Рица

Желающих купаться в озере в середине сентября нашлось всего двое: я и житель Челябинска.

Отдых в Абхазии Озеро Рица
Я купаюсь в озере Рица

Мне вода холодной не показалась, по-видимому, летнее солнце ее хорошо прогрело. По моим ощущениям температура была не ниже 12-14 градусов. Я давно обливаюсь по утрам холодной водой, до операции практиковал зимнее купание. Поэтому легко поплавал в озере Рица не меньше 10 минут. В течение этого времени мои дочери сделали несколько фотографий на память.

Озеро Рица основная смотровая площадка

На обратном пути мы заехали на основную площадку в северной части озера Рица. Там с удовольствием полакомились мороженным. При желании здесь можно насладиться всеми прелестями абхазской кухни. Но мы помнили, что впереди нас ждет абхазское застолье с обильной едой.

Отдых в Абхазии висячий мост через реку Бзыпь
Мы на висячем мосту через реку Бзыпь

Также мы сделали обещанную остановку около висячего моста. Все прошли по нему на другую сторону реки. Впечатление жутковатое: народу на мосту много, качка приличная, высота над речкой большая. Здесь же за небольшую плату можно было совершить полет над рекой на канатном “велосипеде” (тарзанке). С громким криком летели одни женщины, мужики были, наверное, трусливее. Около дороги стояла группа абхазов, которые предлагали облачиться в кавказскую бурку, папаху. Можно было нацепить саблю и сделать снимок на память.

Дегустация на винодельческом заводе

И снова Гудаута, в которой нас привезли на местный винодельческий завод (частный). По нему мы сделали экскурсию. Нам показали подвалы, где вино храниться в огромных бочках. Затем познакомили с линией по его производству. В заключение предложили дегустацию более 50 сортов! вина в винном магазине. Если кому какое вино понравилось, то его можно купить прямо здесь.

Абхазское застолье

К сожалению, к моменту приезда в абхазское селение Лыхны я чувствовал себя очень неважно. Именно поэтому личные впечатления остались довольно скудные. Во-первых, прослушал рассказ радушного хозяина об истории его родового поместья. Во-вторых, посмотрел на могилы его предков прямо во дворе огромного двух или трехэтажного дома.

Родовое поместье

Нас провели по большому саду с кустами винограда, хурмы, цитрусовыми, киви и другими плодовыми деревьями. Потом всех пригласили под навес со столами. Они были уставлены многочисленными закусками из овощей и фруктов, а также блюдами мамалыги, фасоли, сыра.

У этого хозяина во дворе находилось с десяток автобусов, в том числе и очень больших. За столами уже пировали гости, приехавшие раньше нас. Наконец, и нам нашлись места под навесом. Поскольку мы были последними, хозяин поместья постоянно был с нами. Начались тосты, всем налили вина, стали подаваться горячие блюда. Я смог досидеть только до раздачи шашлыка. Потом ушел в свой автобус, так как чувствовал сильную слабость из-за расстройства желудка.

Концерт после обильного застолья

Потом был продолжительный концерт с танцами, песнями, хороводами.

экскурсия Абхазское застолье
Барабанная дробь лезгинки

Но когда услышал барабанную дробь лезгинки, то я не смог вытерпеть. Поднялся и потихоньку возвратился к гостям. Некоторые русские мужчины были в изрядном подпитии, но в основном царило праздничное веселье. Дочерей я найти не смог, так как гостей было несколько сотен. На дворе давно стемнело. Наконец концерт закончился, и мы поехали в Новый Афон. Гостиничный номер мы сдали еще утром, а наши вещи стояли внизу у дежурного. Он помог нам вызвать такси, и мы поехали в Гагры. Последнюю ночь мы проведем именно там. Приехали в Гагры далеко за полночь.

© 2014 – 2021, Яковлев. Все права защищены.

5 комментариев к “Озеро Рица, отдых в Абхазии”

1. Nikolay Churilov

Так доступно и красиво описать всю поездку на озеро Рица может только мой однокурсник Юра Яковлев. Я как будто снова побывал в этих местах как это было в 80 годах, только нас угощали на озере ещё форелью.

2. Здравствуйте.
    Моя поездка к озеру Рица была достаточно интересной. Началось с волнующий отвесных серпантинов. Но когда приехали к озеру – расслабился и начал любоваться природой. Место красивое, не зря оно уже длительное время привлекает к себе туристов. Я был уже в октябре и купаться мне не очень захотелось, итак было прохладно. Озеро было прозрачным и можно было наблюдать за рыбами, плавающими около берега. Единственно, что меня немного расстроило – это несколько пережаренный шашлык. Несомненно, если у вас будет возможность съездить на Рицу – рекомендую.

3. Хорошие фотографии и красивая природа. Будем потихонечку копить деньги, чтобы вместе с детьми съездить отдохнут в Абхазию.

4. Спасибо за статью! Такое ощущение что сама сейчас пила вино танцевала лисгинку и стояла на качающемся мосту . Ну а фотографии озера это вообще круто! Спасибо вам!