Псково-Печерский монастырь паломничество по Псковской земле

Утром 30 мая мы позавтракали в столовой гостиницы “Спорт” в Пскове сосиской с яичницей и чаем с печеньем. Поскольку я готовился к исповеди и причастию, то от сосиски и яичницы воздержался. После завтрака с вещами сели в большой автобус и поехали в г. Печоры, в знаменитый Псково-Печерский монастырь. Его популярность резко возросла после издания книги “Несвятые святые”, в которой в увлекательной форме рассказывается о повседневной жизни монахов. Я не отрываясь прочёл её за два дня.

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность к погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым. Он служил здесь с 1986 по 1998 год.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца.

Камно, купальня на источнике с освященной водой
Купальня для братьев и сестер с освященной водой

Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова.

Камно могила В. Мордасаова
Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений. К нему приезжало множество людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия.

Камно храм Святого Георгия
Церковь Георгия Победоносца в Камно

Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы “Знамение”. Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Прежде всего, мы совершили экскурсию по древней крепости. Во-первых, осмотрели остатки башен, стены. Во-вторых, прошлись по территории внутри крепости.

Крепость Изборск. Псковская область
Остатки крепостной стены и башни от Изборской крепости

Площадь заросла травой. Кроме того, обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот.

Крепость Изборск
Зелёные лужайки и домики в крепости Изборск

Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости, а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке.

Псков Изборск Печоры
Никольский храм на территории крепости

Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.

Словенские ключи Изборск
Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Между тем зрелище, которое мы увидели, было великолепным. Во-первых, прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз, образуют огромное озеро. Во-вторых, все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями. По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки.

Словенские ключи Городищенское озеро Изборск
Лебеди на Городищенском озере

Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

Псково-Печерский монастырь

К обеду мы приехали в г. Печоры, по которому проходит граница с Эстонией. Поселили нас в гостинице для паломников. Она находится на территории бывшей воинской части. Отсюда до монастыря около 1,5 км. Как только нас расселили по кельям, а проживание здесь раздельное, мы на автобусе поехали в ресторан обедать. Здесь нам подали щи, гуляш с картофельным пюре, чай и пирожок с повидлом. Из ресторана пешком отправились в Псково-Печерский монастырь, который был совсем рядом. Прошли на смотровую площадку, где гид Ирина показала и рассказала о каждом строении внутри монастыря и на около монастырской территории.

Экскурсия в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ

Потом нас провели в знаменитые  пещеры богом зданные, в которых уже много веков хоронят монахов и мирян.

Пещеры Псково-Печерского монастыря
Вход в пещеры Богом зданные

Там было темно, а вот запаха тления абсолютно не чувствовалось. Мы при зажжённых свечах осмотрели места захоронений (гробы заделаны в стены, но их можно потрогать рукой через специально оставленные ниши). Экскурсию проводил монах, который показал нам пещерный храм Воскресения Христова, за престолом которого находится гроб настоятеля монастыря Алипия Воронова. Приложились мы и к табличке на месте захоронения архимандрита Иоанна Крестьянкина. Самые смелые просовывали руки в отверстия и касались установленного там гроба.

Потом мы перешли в ближние пещеры, где приложились к мощам первого монаха монастыря Марка, первого священника — Иона, монахини Вассы. А еще  преподобного Лазаря, который вдруг ожил после смерти перед погребением и прожил после этого ещё 16 лет.

Акафист Николаю Чудотворцу

В 17-00 в храме святителя Николая мы прослушали акафист в его честь (читают по четвергам).

Псково-Печерский монастырь богослужения
Храм свт. Николая Чудотворца

Батюшке замечательно подпевал хор, который дополняли голоса многочисленных паломников. Мы приложились к кресту и спустились вниз в Успенский собор. Там шла вечерняя служба, на которой мы с Леной исповедовались. На другой день во время Божественной Литургии я причастился. А вот Лена причащалась на следующий день в воскресение.

Псково-Печерский монастырь — впечатления

Мы пробыли в монастыре с четверга по субботу. Все паломники нашей группы старались ходить на вечерние и утренние службы. Они были очень многолюдными, торжественными, продолжительными. Запомнились чуть гнусавые голоса дьяконов, громко читающих ектении и молитвы. Один был русский, а другой … японец. Великолепно пел многоголосый хор монахов. Несколько служб возглавлял наместник монастыря архимандрит Тихон (Секретарев). Особенно многолюдно было в праздничные майские дни.

Святыни Псковской земли Псково-Печерский монастырь
Успенский собор

Все паломники в Успенском храме поместиться не смогли, большая часть оставалась на улице и слушала богослужение через открытые окна. В пятницу многие паломники из нашей группы (в том числе и Лена с Ириной) остались на послушание.

А вот вечерние службы проводились в Михайловском храме, который очень красиво внутри расписан. И хотя в него может поместиться до 1000 человек, он тоже был заполнен полностью.

Псково-Печерский монастырь Михайловский собор
Михайловский собор

В день отъезда 2 мая 2015 года после утренней службы в Успенском соборе я с дочерьми прошёл в Сретинский монастырь, а оттуда в келью (№18) Иоанна Крестьянкина, которая находится в корпусе для братии. Там мы приложились к личным вещам знаменитого старца. Каждому паломнику там помазали лоб елеем и окропили душистой святой водой.

Схиархимандрит Никон

Никон Псково-Печерский монастырь

Ещё мне в Псково-Печорский монастырь запомнился встречей со старцем Никоном. Я дважды подходил к нему за напутствием и благословением. Первый раз в четверг в Сретенском храме. Грузный, несколько грубоватый, ко всем без исключения обращается на «ты». Но в нём есть какая-то притягательная сила и обаяние. Мне он посоветовал не только чаще ходить в церковь, но регулярно исповедоваться и причащаться. Кроме того, для укрепления веры подарил иконку Иоанна Крестителя. Второй раз я подошёл к нему в Успенском соборе после Литургии в субботу. В этот раз он подарил мне кусочек просфоры.

Проживание в паломнической гостинице

Проживал в келье, рассчитанной на 10 человек. На этаже был туалет и душ на 5 отделений. Питались в трапезной (самообслуживание в установленные часы). Блюда сами брали на подносы. В выходные дни очереди были большие. Прежде всего, Сам монастырь надолго запомнится красотой, необычной архитектурой и конечно историей. Здесь бывали Иван Грозный, долго жил Петр I, приезжали почти все цари, начиная с Александра I. Посещали монастырь Ельцин Б.Н. и Путин В.В.

Заключение

В целом впечатления от паломничества по святым местам Псковской земли самые хорошие. Особенно сильную память оставил Псково-Печерский монастырь. Уезжаю, с огромной благодарностью к своим детям, подарившим мне такую замечательную поездку. Хочу надеяться, что многочисленные молитвы за здравие и за упокой наших близких принесут нам и им спокойствие, здоровье и любовь ко всем окружающим нас людям. Хочется верить, что и с моим здоровьем произойдут хорошие перемены, тем более что я купался в трёх различных целебных святых источника.

© 2015 – 2021, Яковлев. Все права защищены.

3 комментария к “Псково-Печерский монастырь паломничество по Псковской земле”

1. Читаю и смотрю на фотографии – вижу знакомые лица папы и своих сестер. Все это очень интересно и познавательно. Желаю своим сестрам и дальше совершать паломничество по другим святым местам России.

2. Прочитала и мне тоже захотелось побывать в этих местах. Я знаю, что Псков – это исток нашей православной веры. А как хочется припасть именно к истоку, чтобы почувствовать старину, помолиться около чудотворных икон, поклониться мощам наших праведных старцев. Даст бог обязательно съезжу в паломничество по этим святым местам.

3. Паломник из Татарии

Юрий, попал на ваш сайт совершенно случайно. А вот прочитал про паломничество в Псковскую область и тоже захотелось съездить. Пока я езжу по монастырям своей республики. На следующей неделе поеду в Дивеево, а осенью, с божией помощью, в Псковско-Печерский монастырь. Давно хочу съездить поклониться мощам святого Корнелия и Алипия Воронова.