Поездка на Талабские острова в Псковском озере

На Псковском озере есть три маленьких клочка суши. Их общее название — Талабские острова. Один из них — остров им. Залита, раньше назывался Талабск. На нем нет свободной земли, повсюду следы деятельности человека. Второй — остров им. Белова, другое его название Верхний. На нем расположен уникальный природный заповедник. Третий остров Талабенец, размером с футбольное поле. На нем нет ни людей, ни построек. Острова от Пскова находятся на расстоянии около 25 километров. Поездка на Талабские острова возможна только по воде на катере.

Литургия в Спасо-Елеазаровском монастыре

В этот день была запланирована поездка на Талабские острова и Пушкинские Горы. Утром 28 апреля большая часть нашей группы (и я с Леной в их числе) отправились на утреннюю службу, которая начиналась в 6-30 в храме Державной иконы Божией матери. Он находится за пределами монастырской стены при гостинице на берегу Ольгинского озера.

Монастыри Псковской области
Храм Державной иконы Божией Матери

Храм маленький и не мог вместить всех желающих. Внутри молились только монахини, а мы стояли около входных дверей в коридоре. Сначала монахини читали монашеское правило, потом началась Божественная Литургия. Настоятельница монастыря Евфросинья — высокая, статная женщина с улыбчивым лицом, на все службы приходит первой. Являет собой пример и сама принимает в них самое активное участие. После окончания службы мы приложились ко кресту, взяли благословение у настоятельницы. Потом обошли храм, приложившись к его святыням.

Впечатления об обслуживании ПЦ “Вертоград”

По расписанию в 11-00 мы должны пообедать в трапезной, а потом совершить паломничество на два острова, расположенных в Псковском озере. Нужно отметить, что программа выполнялась точно по времени, указанному в ней.

Наши гиды

Я должен констатировать, что Паломнический центр «Вертоград» очень ответственно выполнял свою работу. Грамотные высокопрофессиональные экскурсоводы были примером для паломников. Вместе с нами они прикладывались к иконам, стояли на богослужениях, читали молитвы, сидели в трапезной. Кроме того, они демонстрировали глубокие знания по всем вопросам, касающихся объектов паломничества. Нас обслуживали две Ирины и обе нам всем очень понравились. Первая Ирина сегодня проводила с нами последний день. Очень скромная, деликатная, предельно вежливая. Я запомнил её чёткие указания по расписанию на следующий день. Свои пожелания она озвучивала в конце каждой экскурсии.

Организация экскурсий

Как одеться, что с собой взять, где можно фотографировать? И другие вопросы подробно ею проговаривались. Все автобусы подавались строго в назначенное время. Причём, когда мы ехали налегке — подавался микроавтобус. Когда переезжали на другое место проживания — большой автобус с багажными отделениями. Все водители заслуживают добрых слов своим профессиональным отношением к делу.

Обед в трапезной

На обед нам подали такие блюда. Первое — рассольник. Второе — перловая каша, картофельное пюре, баклажанная икра. Из напитков — свежее молоко и простоквашу. На третье — чай с цикорием. Все было очень аппетитно, вкусно, сытно! Размещение в гостиницах, организация питания в монастырях и городских кафе решалось оперативно. Никаких сбоев и накладок я не заметил. Везде нас ждали, везде нам были рады!

Поездка на Талабские острова

В 12-00 мы сели в микроавтобус и поехали на пристань. Причал находился в 15 минутах езды от гостиницы. По совету нашего экскурсовода мы оделись теплее, хотя день обещал быть жарким.

Экскурсия на Талабские острова
Я и Ирина на катере

Сели на катер и, покружив немного по узким протокам реки,

Талабские острова и великие монастыри псковского озера
Густые заросли камыша на болотистых берегах реки Талицы

заросшей густыми зарослями камышей и тростника, поплыли по огромному озеру к близко расположенным Талабским островам. Наша группа была первой, которая официально открыла навигацию в 2015 году.

Остров Залита

Первую остановку сделали на острове Залита. На этом острове есть деревня, жители которой в основном занимаются рыбалкой. Впрочем, коренных жителей здесь немного. Преобладают дачники, которые живут только летом. Этот остров знаменит тем, что здесь жил с 1957 по 2002 год замечательный батюшка — старец протоиерей Николай Гурьянов. Этому человеку были открыты прошлое, настоящее и будущее любого человека. Со всей России к нему ехало множество паломников за советом, как поступить в той или иной сложной ситуации. И многие получали мудрые наставления в устной или письменной форме.

Знакомство с Храмом святителя Николая Чудотворца

Сначала нам открыли местную достопримечательность — храм в честь святителя Николая Чудотворца. В нём Николай Гурьянов был священником в течение долгих лет. Гид Ирина подробно рассказала об истории храма. Начиная с момента его постройки, разрушения в советское время и восстановления в последние годы. Храм изнутри очень красиво и своеобразно расписан. Удивительно, но в том приделе, где служил Николай Гурьянов до сих пор нет электричества. Поэтому службы там проходят при свечах.

Поездка на Талабские острова остров Залита
Храм святителя Николая Чудотворца

На могиле великого Старца

Потом мы пошли на могилу Н. Гурьянова. Она находится на кладбище недалеко от могилы его матери прямо напротив домика, где он жил.

о. Залита Талабские острова
Могила протоиерея Николая Гурьянова

Мы посетили его домик. Всё очень скромно (даже аскетично), довольно тесно, но опрятно и ухожено. Очень много книг на религиозную тему, икон, простых подарков от благодарных паломников.

остров Залита Талабские острова
Домик, в котором жил Николай Гурьянов

Гид Ирина на кладбище рассыпала (привезённое с собой) просо. И тот час же слетелось огромное число голубей. Один голубь сел на протянутую руку отца Михаила.

дочь Ирина и голуби на кладбище с могилой Н. Гурьянова

Остров Верхний

Поездка на Талабские острова продолжилась. Мы снова сели на катер, чтобы переправиться на соседний остров Верхний. Он чуть крупнее острова Залита.

В храме мы встретили болящего Алексея, вид которого был устрашающим. Но на самом деле он оказался вполне безобидным человеком с невнятной речью и парализованными конечностями. Пробыли мы на этом маленьком острове почти 2-ва часа. Его размеры такие: чуть более километра в длину и около 800 метров в ширину. На могиле старца две Ирины (гид и моя дочь) по очереди читали стихи Н. Гурьянова, а потом наш священник Михаил совершил помазание елеем из лампадки.

Вид с Псковского озера на остров Верхний

До революции на нём жило около 2500 человек, а сейчас постоянно проживает всего 18 человек. При советской власти здесь был крупный рыболовецкий колхоз, который был миллионером. Но поездка на Талабские острова вместе с гидом окунуло нас в далекое прошлое. Ещё в XVI веке, подвижником Елеазаровского монастыря преподобным Досифеем Верхнеостровским, учеником Евфросина Псковского, был основан мужской монастырь. Первыми послушниками новой обители стали бывшие … разбойники, которых Досифей сумел обратить в христианство.

Храм апостолов Петра и Павла

Теперешний настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла отец Сергий красочно, интересно рассказал об истории. Во-первых, о сложностях строительства храма. Во-вторых, об разрушениях в советское время. В-третьих, о сегодняшних этапах восстановления. Монастырь был упразднён еще во времена Екатерины II. Но в настоящее время храм превращён в приходскую церковь.

Храм Петра и Павла

Затем мы по крутым каменным ступенькам с зажжёнными свечами спустились в нижний храм. Там отец Сергий поведал, что здесь под спудом находятся святые мощи основателя монастыря — преподобного Досифея. Место совершенно удивительное. Ты как будто переносишься на несколько столетий назад, а храм выглядит как катакомбный. Да и поездка на Талабские острова была не такая комфортная, как в сегодняшние дни. Потом хором спели несколько молитв. Особенно хорошо пели оба священника — наш отец Михаил и отец Сергий.

Алтарь нижнего храма Петра и Павла

Экскурсия на место скита монахов

В заключительной стадии нашей экскурсии по острову Верхний мы оправились на место бывшего скита монахов. Памятное место находилось в лесу неподалёку. Проходили мимо еловой рощи, в которой самые наблюдательные паломницы заметили огромных птиц. Гид Ирина пояснила, что это серые цапли.

остров Верхний, Талабские острова
Мы разглядываем гнезда серых цапель

На месте бывшего скита стоит огромный крест, обложенный валунами.

Наша группа на месте бывшего скита монахов

Потом прошли чуть дальше на горку Досифея

Остров Верхний, Талабские острова
Наша группа на горке Досифея

и начали фотографироваться прямо лёжа на земле. Интересно, что земля была мягкая и тёплая. Спели несколько молитв, а потом прослушали проповедь отца Михаила о смысле жизни. Моя дочь Ирина читала стихи. Все мы испытали чувство тишины, умиротворения, покоя. Как жаль, что поездка на Талабские острова подошла к концу.

Пейзаж на острове Верхнем

Природа вокруг великолепна. Мельчайший жёлтый песок покрыт красочной зеленью, реликтовые корабельные сосны соседствуют с берёзами.

И вокруг бескрайняя гладь озера, по которой ходили крупные волны. Дул сильный ветер, вдали чернели дождевые тучи. Мы пошли назад к катеру. Весь обратный путь лил дождь, поэтому мы находились в кабине катера под крышей.

Тур на Талабские острова
Псковское озеро

Ужин в трапезной монастыря

По возвращении в монастырь нас покормили вкусным ужином. На столах стояли кастрюли с супом, перловой и гречневой кашей с рыбой. Кроме того, в чашках была наложена баклажанная икра. Также имелись стеклянные бидоны со свежим молоком и простоквашей. В чайниках кипяток, а в сахарницах сахар и цикорий. И хлеб — серый и белый в достаточном количестве. Так закончилась поездка на Талабские острова. Впереди поездка в Пушкинские горы.

© 2015 – 2021, Яковлев. Все права защищены.

1 комментарий к “Поездка на Талабские острова в Псковском озере”

1. Константин

Мы тоже с женой собираемся в паломническую поездку. Надеемся, что этот материал будет нам полезен. Особенно заинтересовал паломнический центр Вертоград. Попробуем с ними связаться.