Как пьяный летчик угнал самолет АН-2

Самолет Ан-2 в воздухе

В этой смешной и трагической истории я принимал самое непосредственное участие. И при этом едва не став козлом отпущения за этот нелепый случай. Смех-то смехом, но именно тогда моя фамилия (когда угнали самолет Ан-2) появилась в сводке летных происшествий. А они рассылались во все авиационные отряды Советского Союза. Вот так впервые ко мне пришла всесоюзная «известность».

Это случилось в середине 70-х годов прошлого столетия. Я работал главным инженером колхоза. Весна. Разгар посевной компании. К нам прилетел самолет АН-2 (кукурузник) подкормить озимые после зимы. Экипаж -4 человека. Командиру, 2-ому пилоту и технику около 30 лет. Я был с ними одного возраста, и мы быстро сдружились. А вот помощнику техника было около 18 лет (совсем мальчишка). Подружились потому, что председатель колхоза назначил именно меня ответственным за организацию работ на аэродроме. Отвечал я и за заправку самолета высокооктановым бензином.

Прелюдия

Новый бензовоз, организация подвоза удобрений со склада на аэродром, загрузка трактором-погрузчиком, ночная охрана. Таковы основные моменты в бесперебойной работе экипажа самолета. Дело спорилась быстро. Ребята попались общительные, веселые, компанейские. Местные девушки были от них без ума. Они с охотой брали с собой на борт ребятишек, делая с ними круги почета над деревней.

Председатель тоже облетал поля, но особенно любил осмотреть речку. Он страстно гонялся за браконьерами, которые толпами со всего района съезжались к нашей речушке. Они вели промысел подуста, нерестившегося в это время. Сети, уголки другие браконьерские орудия лова безжалостно изымались, и нарушителей ждал штраф. Ну, а сверху ему было видно все. Он несколько раз заставлял экипаж самолета Ан-2 менять маршрут полетов.

Самолет Ан-2 подкармливает озимые
Ан-2 в работе на подкормке озимых

Я тоже довольно часто летал с ними, но только на выброс удобрений. Подлетев к полю, самолет снижался почти до самой земли (не больше 5-10 метров). Начинал разбрасывать удобрения, а потом резко делал горку метров на 600-800. При этом дух прямо-таки захватывало, и если колени были согнуты, разогнуть их не удавалось. Работа продвигалась быстро, и уже через четыре дня все было закончено.

Тайный полет самолета Ан-2 в деревню

В последний день было совершено два угона самолета Ан 2. В первом, оба летчика тайком слетали в отдаленную деревню нашего района. Там жил сослуживец командира. Садились на крошечную поляну посреди леса, которая находилась недалеко от деревни. Там их встретили, угостили водкой. Пробыли в гостях около 1,5 часов. Затем они с огромным трудом взлетели, чиркнув колесами по макушкам деревьев.

Поломка вала разбрасывателя

Прилетев, командир предложил мне обмыть окончание работ. Но на его беду приехал председатель. Иван Никифорович увидел маленькую кучку удобрений и устроил скандал. «Разбросать все», — жестко потребовал он, иначе документов не подпишу. Белорус по национальности он был чуть постарше нас, но горластый, скандальный, немного вредный. Делать нечего. Загрузили остатки вместе с обрывками бумажных мешков и взлетели. Но на первых же минутах работы сломали вал разбрасывателя.

Пьянка на аэродроме

Вот так, не начавшись, работа была закончена. Я пригнал пожарную машину, чтобы помыть самолет Ан-2. Техник со своим помощником начали работы по его обслуживанию. А я с командиром, главным агрономом и инженером по технике безопасности стали искать подходящее место. Сели тут же на аэродроме за прошлогодний стог соломы. Накрыв «поляну», начали бурно отмечать окончание авиаработ. У инженера по ТБ сына забирали в армию. И он пожертвовал на нашу пирушку несколько бутылок водки. Второй пилот уехал в деревню мыться в бане.

Пьяный пилот гонки на аэродроме

Сильно захмелевший командир начал гонять по аэродрому наземную технику. Сначала, мой москвич-пирожок. Затем, мотоцикл Урал, на котором ездил агроном. А потом и летучку – инженера по ТБ. Эх, знали бы мы, что он решится угнать самолет Ан-2…И вдруг к нам подошел техник. Он попросил разрешения перегнать самолет на стоянку, чтобы его привязать на ночь. По земле ездить техник умел, поэтому в его просьбе ничего необычного не было. Но командир, нетвердо стоя на ногах, сказал: «Нет, я сам!».

Развязка

На аэродроме, несмотря на поздний час, было много ребятишек. «Садитесь, прокачу в последний раз», — крикнул он им. Вся ватага с радостными криками поспешила занять места в салоне самолета. Мы втроем были заняты своими пьяными разговорами и к событиям на аэродроме сильно не присматривались. Правда, мы попытались уговорить командира дать разрешение на перегон самолета. Но когда тот наотрез отказался — спорить не стали. Взревел двигатель, потом стал прогреваться, и вдруг самолет Ан-2, сорвавшись с места, … взлетел. Мгновенно набрав высоту, он скоро исчез из вида. Наступил вечер, на улице начинало темнеть. Поняв, что случился угон самолета Ан-2, мы сразу стали трезвыми.

Поиски угнанного самолета

Дождавшись полной темноты, мы поехали домой к председателю. Тот пришел в ярость, узнав о случившимся. Но когда его жена узнала, что с ним улетели ребятишки, а их сына нет дома, она упала в обморок. Правда сын вскоре появился. Он нам рассказал, что перед самым взлетом летчик всех детей из самолета выгнал. Второй пилот после бани тоже хорошо добавил, но и с него хмель слетел мигом. Посовещавшись, решили утром разъехаться в разные стороны, чтобы перехватить слух о разбившемся самолете. Шансов посадить самолет АН-2 у пьяного вдрызг летчика, тем более ночью, – не было никаких. Выяснилось, что Яшка татаренок – помощник техника, улетел с ним.

Счастливый конец

Рано утром в небе послышался гул самолета. Мы сразу рванули на аэродром. Самолет Ан-2 сел. У него сильно было повреждено нижнее крыло с одной стороны и обшивка на фюзеляже. Приехал председатель и объявил, что сейчас сюда прилетит командир отряда. Все-таки он смог дозвониться до него среди ночи. Пилот нашарил в самолете бутылку водки и хотел приложиться к ней. Однако председатель успел выбить ее из его рук. «Дурак, тебе проходить экспертизу», — прикрикнул он на него. Описать какая радость охватила всех нас, невозможно. Мы были счастливы, что все так благополучно закончилось.

Рассказ техника Яшки

Почему он взлетел и как он садился, командир ничего не помнил. Но зато все нам рассказал помощник техника — Яшка. Взлет самолета Ан-2 застал его врасплох, когда он что-то ремонтировал в разбрасывателе удобрений. Когда юноша оценил ситуацию, сразу понял — смерть не за горами. Усадив его на место второго пилота, командир вел себя неадекватно. Закрывал глаза, пел песни, а потом бросил штурвал и ушел по нужде в салон самолета. Можно было представить себе весь ужас положения Яшки. Он никогда не сидел за штурвалом самолета, а тут вдруг волею случая — оказался пилотом.

Посадка в темноте

Самолет летел боком. Яшка, вцепившись в руль, боялся, что летчик свалиться где-нибудь в салоне и уснет. Но тот вернулся. Садились, когда было уже почти совсем темно. Во время посадки Яшка не выдержал угрозы надвигающейся смерти. Он с громким плачем убежал вглубь самолета. А командир, пьяно щурясь, кричал: «Смотри смерти в лицо, трус!?». Сели удачно, зацепив крылом самолета Ан-2 небольшое деревце. Командир мгновенно, едва заглох двигатель, уронил голову на штурвал и уснул. А Яшка, выскочив из самолета, без оглядки бежал несколько сотен метров. А потом упал на колени и всю ночь молился своему аллаху.

Помощь от геологов

Утром подоспела помощь. Волею случая они сели около лагеря геологов. Техники у них не было, но 5 мужиков и штатный жеребец вытянули «кукурзник». Они развернули его в сторону ровной и длинной поляны. Осмотрев самолет Ан-2, командир решил взлетать. Яшка больше не хотел испытывать судьбу и наотрез отказался. Командиру пришлось приложить много усилий, чтобы угрозами и обещаниями похмелиться только на аэродроме, загнать его в самолет.

Взлетели. Пилот сориентировался по карте и взял курс на аэродром. Они успели улететь на расстояние в 150 километров в соседний район. Вскоре прилетел командир отряда. Он сразу забрал у командира летное удостоверение. Затем отправил экипаж на медицинскую экспертизу в районную больницу. Проверка показала, что у командира остаточная доза, а остальные – трезвые. Второй пилот в дальнейшем перешел в гражданскую авиацию и стал командиром ТУ-154. Командира из авиации выгнали.

Расплата

В декабре неожиданно нагрянула комиссия из зонального авиаотряда. Начали разбираться. Разбор грозился закончиться срубанием голов, члены комиссии жаждали крови. Самое малое на что они были согласны – исключение из партии. А тут вдруг выяснилось, что я единственный из всех действующих лиц – беспартийный. Меня уговорили всю вину взять на себя. Мол, пили мы с ним вдвоем, и, самое главное, на аэродроме. Записали мне выговор в трудовую книжку и дело на этом закончилось. Однако когда на следующий год к нам прилетел экипаж из соседней республики и пилоты узнали мою фамилию, они сразу спросили меня: «Не тот ли я Яковлев, который помог угнать самолет Ан-2!?». И в биплане они посторонних больше не катали.

© 2020 – 2021, Яковлев. Все права защищены.

6 комментариев к “Как пьяный летчик угнал самолет АН-2”

  1. Да, уж. Воистину пьянка до добра не доводит. Хорошо, что все удачно закончилось

  2. Nikolay Churilov

    История с таким самолётом была и меня ,когда я тоже работал инженером колхоза Колос Ташлинского района Во время посевной компании срочно нужен был коленвал для Т-4 я поехал к лётчикам,которые у нас работали на полях и спросил смогут ли они слетать в Казахстан со мной за коленвалом к моему знакомому инженеру, они согласились. Я сел в самолёт взлетели. над Уралом они спрашивают в какую деревню садимся я кое как сверху нашёл нужную деревню и они начали сажать самолёт на проселочную дорогу идущую в деревню .Сели удачно впереди нас ехал мужик с телегой на лошади вы бы видели его состояние перепуганное ,а мы остановились около забора мастерской .Я сходил к инженеру договорился насчёт коленвала но попросил подвести коленвал ,а он спрашивает а ты на чём приехал я говорю а вон около забора самолёт стоит он взглянул и обомлел .Мы погрузили коленвал лётчик говорит давай быстрее улетать иначе нас арестуют мы быстро развернулись и по прежней дороги взлетели и удачно я привёз оперативно запчасть.

  3. Да, никогда не ожидала, что с папой такое может случиться. Зато есть что вспомнить и рассказать нам с сыном эту историю со счастливым концом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *