Паломничество по монастырям Псковской области

И вновь дочери позвали меня совершить поездку по святым местам, на этот раз в монастыри Псковской области. Сказать, что я поехал с огромной охотой — значит погрешить против истины. С одной стороны лишаю себя привычного уклада жизни. Придётся подчиняться строгим правилам монастырского проживания, экскурсионного обеспечения, выдерживать напряженный график переездов из одного места в другое.

Это потребует значительной мобилизации физических и моральных сил. Но с другой стороны, знакомство с историческими и культурными особенностями: храмами, иконами, церковной утварью — позволяет глубже погрузиться в жизнь Церкви. А также реально потрудиться во Славу Божью. Моя старшая дочь Елена считает, что поездка в монастыри Псковской области — это, в том числе, хороший повод приблизиться к Богу. Поэтому она настаивала, чтобы я как можно чаще исповедовался и причащался.

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

22 апреля утром я прилетел из Оренбурга в Москву, и в этот же день вечером мы втроем (не без приключений) сели на фирменный поезд Москва-Псков, который отправлялся с Ленинградского вокзала в 18 часов 30 минут.

По прибытию поезда в Псков нас встретила экскурсовод Ирина и на своей машине отвезла в Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. 25 км по гравийной дороге мы проехали минут за 30. Нашу поездку по святым местам Псковской области организовывал паломнический центр “Вертоград”, услуги которого Лена заказала через интернет. Поездка в монастыри Псковской области началась с ещё только возрождающейся обители.

Крыпецкий монастырь Псковская область
Красивый вид на Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

За 10 дней паломничества она заплатила по 10400 руб. на человека. В эту сумму входило проживание, экскурсии на автобусах, экскурсионное обеспечение, 2-х разовое питание, входные билеты в Изборскую крепость. Правда, проживание в Крыпецком и Псково-Печерском монастырях, а так же и питание, в эту сумму не входило. Здесь было необходимо оставлять пожертвование, так как и проживание, и питание для паломников бесплатны. С субботы 25 апреля мы вливаемся в группу паломников из Хабаровска, но два дня живем одни.

Кельи в стене

Поселили нас в 3-х местную келью прямо в стене монастыря.

Монастыри Псковской области
Вход в гостиницу с нашей кельей

Постельные принадлежности исключительно свои. Монастырь еще только возрождается. Хотя для паломников есть гостиница, но условия проживания довольно суровые. Отопление печное и только с 20-00 до 8-00 — поэтому днём немного прохладно, но ночью температура вполне нормальная.

Самостоятельная экскурсия по монастырю

Главная особенность этого монастыря — малолюдность. Природа вокруг очень живописная, располагающая к уединению, покою, отстранению от мирской суеты.

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь
Святое озеро с крестом, часовней и купальней

На территории монастыря расположено очень красивое святое озеро с огромным деревянным крестом посредине, на искусственном островке, обложенным большими валунами. Здесь же часовня для крещения и рядом купальня для братии и сестёр.

Впечатления от богослужений

Мы были на 4 службах — 2-х утренних и 2-х вечерних.

Храмы Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря
Вход в нижний храм, где проходили службы

Впечатление очень благоприятное. Людей на них было немного, тем не менее, они проводились по полному чину. На второй день я исповедовался и причастился. Исповедь была долгой. Батюшка внимательно меня выслушал, дал несколько разъяснений, советов, напутствий. Перед началом исповеди было проведено миропомазание всех находившихся в храме людей. Две последние службы вёл наместник монастыря, игумен Савва.

Вообще в обители чувствуется острая нехватка рабочих рук. Монахов немного (около 30 человек), а трудников чуть больше. Но работы по уходу за скотиной, фруктовым садом, огородом ведутся постоянно. Мы тоже хотели поучаствовать, но без благословения нельзя. А монах, занимающийся распределением послушаний, был в отъезде.

Обед в трапезной

После самостоятельного знакомства с монастырём пошли в трапезную обедать. Питались эти два дня мы втроем в назначенное время. Пища была очень вкусной, разнообразной и в достаточном объёме. Нам подавали суп, рассольник, перловую и пшённую каши, салаты из свежих овощей, селёдку с луком, картошку в мундире, квашеную капусту, варёные яйца, соленые помидоры и огурцы, компот или чай. А вот погода была переменчивой. Солнышко светило редко. Большую часть времени дул сильный, пронизывающий ветер, иногда моросил дождь.

Запомнилась встреча с послушником братом Валерием, который угощал нас кофе в нижней церковной лавке.

Крыпецкий монастырь Псковская область
Я брат Валерий и Ирина

Он нам рассказал много интересного об истории монастыря, жизни монахов, послушников и трудников. Мы от него узнали, что летом трудников будет больше и тогда продолжаться восстановительные строительные работы. Огромный вклад в возрождение разрушенной в советское время обители внёс первый наместник, отец Дамаскин. Мы смотрели на фотографии руин и понимали, как много ему удалось сделать за 16 лет своего наместничества.

Монастыри Псковской области
Вид с колокольни на Крыпецкий монастырь

Общие впечатления от обители самые благоприятные. Пожалуй, это самое тихое место за всё время, что мы осматривали монастыри Псковской области.

Поездка в монастыри Псковской области вместе с паломниками из Хабаровска

Утром в субботу 25 апреля приехал автобус с паломниками из Хабаровска, и мы, после короткого знакомства с ними, отправились на ознакомительную экскурсию по монастырю. Гидом была Ирина, с которой мы познакомились в день приезда в Псков. После общей трапезы мы перенесли свои вещи в автобус и поехали вместе с гидом на встречи с другими святынями Пскова и его окрестностей.

Уезжать из Крыпецкого монастыря было жаль. Перечитывая свои заметки про поездки в монастыри Псковской области, мы ещё долго будем вспоминать братию христианской общины. Немногочисленные службы, на которых громко и чётко читаются молитвы, Псалтырь и каноны. Вообще у нас сложилось ощущение, что мы побывали в обители, которая только зарождается. Мы как будто перенеслись назад в прошлое. Трогательные и волнующие чувства.

Спасо-Елеазаровский монастырь

По дороге в Спасо-Елеазаровский монастырь, где будем жить 4 суток, мы на короткое время заехали в Снетогорский женский монастырь, который находится в Пскове.

Снетогорский женский монастырь
Я и Лена на фоне построек Снетогорского женского монастыря

Удивительно, но раньше это была мужская обитель. Небольшой по размеру, расположенный почти в центре Пскова на холме прямо около реки Великой монастырь имеет богатую, в чём-то трагическую историю своего существования. В советское время он был закрыт, и к его возрождению приложила немало сил недавно почившая матушка Людмила.

Мы поклонились Снетогорской иконе Божьей Матери и мощевику основателя монастыря преподобному мученику Иоасафию. На территории монастыря находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К сожалению, нам не удалось побывать внутри, но собор очень старый, XIII века и уникален удивительными фресками, которые сохранились до наших дней. Благодаря им он имеет статус памятника всероссийского значения.

Кстати здесь на сорокоуст принимают записки только на отпетых усопших, что расстроило мою дочь Елену.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Наконец, наше паломничество по Псковской земле снова получило кратковременное постоянное проживание. Во второй половине дня мы заселились в Спасо-Елеазаровский женский монастырь, который основал преподобный Евфросин. Поселили нашу группу в новую гостиницу за пределами монастыря. Мы втроём заняли 3-х местную келью на 2-ом этаже.

Монастыри Псковской области
Красивый вид на храмы Спасо-Елеазаровского монастыря

Некоторые подробности проживания. По гостинице нельзя ходить в уличной обуви, только в домашних тапочках. Переобуваться следует прямо после захода в гостиницу. Постельное бельё использовать своё. В келье есть туалет и душ, которым пользоваться довольно неудобно.

Сегодняшняя настоятельница монастыря — монахиня Ефросиния. Главными святынями монастыря считаются чудотворные иконы «Спаса Елеазаровский» и Царьградская икона Божьей Матери. Вечером пошли на всенощную. Богослужение очень понравилось. По полному чину, поэтому служба закончилась почти в 21 час, хотя началась в 17 часов. Я исповедовался у наместника мужского монастыря Никандровой Пустыни игумена Спиридона.

В следующей статье я поделюсь своими впечатлениями о паломниках из Хабаровска и описанием других мест, в которыми нас знакомил паломнический центр «Вертоград».

© 2015 – 2021, Яковлев. Все права защищены.

1 комментарий к “Паломничество по монастырям Псковской области”

1. Елена , старшая дочь

Хочу добавить, что Псков находится всего в 300 км. от Санкт Петербурга. А значит и здесь можно наблюдать белые ночи. Только в разы дешевле, чище и на природе. Просыпаешься в пять утра от пения птиц и кукареканья петуха, а за окном – день в полном разгаре. И это в апреле! Мне понравились тихие, спокойные дни в Крыпецком монастыре. Без суеты. Вся семья вместе и с Богом! Слава Тебе Боже, слава Тебе!