Паломничество по Псковской земле (часть 4)

Утром 30 мая мы позавтракали в столовой гостиницы «Спорт» в Пскове сосиской с яичницей и чаем с печеньем. Поскольку я готовился к исповеди и причастию, то от сосиски и яичницы воздержался. После завтрака с вещами сели в большой автобус и поехали в г. Печоры, в знаменитый Псково-Печерский монастырь. Его популярность резко возросла после издания книги «Несвятые святые», в которой в увлекательной форме рассказывается о повседневной жизни монахов. Я не отрываясь прочёл её за два дня.

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым, который служил здесь с 1986 г. по 1998 г.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца. Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Камно могила В. Мордасаова

Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова. Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений для множества людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносцева

Камно храм Святого Георгия

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия. Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы «Знамение». Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Мы совершили экскурсию по древней крепости.

Крепость, Изборск. Псковская область

остатки крепостной стены и башни

Осмотрели остатки башен, стены. Прошлись по территории внутри крепости,

Крепость, Изборск

зелёные лужайки и домики

которая заросла травой. Обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот. Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости,

Изборск, Псковская область

Никольский храм на территории крепости

а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке. Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.

Словенские ключи, Изборск

Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Зрелище, которое мы уведили, было великолепным. Прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз образуют огромное озеро. Все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями.

Словенские ключи, городищенское озеро, Изборск

Лебеди на Городищенском озере

По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки. Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

Псково-Печерский монастырь

К обеду мы приехали в г. Печоры, по которому проходит граница с Эстонией. Поселили нас в гостинице для паломников. Она находится на территории бывшей воинской части. Отсюда до монастыря около 1,5 км. Как только нас расселили по кельям, а проживание здесь раздельное, мы на автобусе поехали в ресторан обедать. Здесь нам подали щи, гуляш с картофельным пюре, чай и пирожок с повидлом. Из ресторана пешком отправились в монастырь, который был совсем рядом. Прошли на смотровую площадку, где гид Ирина показала и рассказала о каждом строении внутри монастыря и на около монастырской территории.

Экскурсия в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ

Святыни Псковской земли Псково-Печерский монастырь

вход в богом зданные пещеры

Потом нас провели в знаменитые  пещеры богом зданные , которые уже много веков — место захоронения монахов и мирян. Там было темно, но запаха тления абсолютно не чувствовалось. Мы при зажжённых свечах осмотрели места захоронений (гробы заделаны в стены, но их можно потрогать рукой через специально оставленные ниши). Экскурсию проводил монах, который показал нам пещерный храм Воскресения Христова, за престолом которого находится гроб настоятеля монастыря Алипия Воронова. Приложились мы и к табличке на месте захоронения архимандрита Иоанна Крестьянкина. Самые смелые просовывали руки в отверсия и касались установленного там гроба.

Потом мы перешли в ближние пещеры, где приложились к мощам первого монаха монастыря Марка, первого священника — Иона, монахини Вассы и преподобного Лазаря, который вдруг ожил после смерти перед погребением и прожил после этого ещё 16 лет.

Акафист Николаю Чудотворцу

Храм свт. Николая Чудотворца

В 17-00 в храме святителя Николая мы прослушали акафист в его честь (читают по четвергам). Батюшке замечательно подпевал хор, который дополняли голоса многочисленных паломников. Мы приложились к кресту и спустились вниз в Успенский собор. Там шла вечерняя служба, на которой мы с Леной исповедовались. На другой день во время Божественной Литургии я причастился, а Лена причащалась на следующий день в воскресение.

Впечатления от Псковско-Печерского монастыря

Мы пробыли в монастыре с четверга по субботу. Все паломники нашей группы старались ходить на вечерние и утренние службы, которые были очень многолюдными, торжественными, продолжительными. Запомнились чуть гнусавые голоса дьяконов громко читающих ектинии и молитвы. Один был русский, а другой … японец. Великолепно пел многоголосый хор монахов. Несколько служб возглавлял наместник монастыря архимандрит Тихон. Особенно многолюдно было в праздничные майские дни.

Псково-Печерский монастырь

Успенский собор

Все паломники в Успенском храме поместиться не смогли, большая часть оставалась на улице и слушала богослужение через открытые окна. В пятницу многие паломники из нашей группы (в том числе и Лена с Ириной) остались на послушание.

Святыни Псковской земли Псково-Печорский монастырь

Михайловский собор

Вечерние службы проводились в Михайловском храме, который очень красиво внутри расписан. И хотя в него может поместиться до 1000 человек, он тоже был заполнен полностью.

В день отъезда 2 мая 2015 года после утренней службы в Успенском соборе я с дочерьми прошёл в Сретинский монастырь, а оттуда в келью (№18) Иоанна Крестьянкина, которая находится в корпусе для братии. Там мы приложились к личным вещам знаменитого старца. Каждому паломнику там помазали лоб елеем и окропили душистой святой водой.

Схиархимандрит Никон

Отец Никон

Ещё мне в Псковско-Печорском монастыре запомнилась встреча со старцем Никоном. Я дважды подходил к нему за напутствием и благословением. Первый раз в четверг в Сретинском храме. Грузный, несколько грубоватый, ко всем без исключения обращается на «ты». Но в нём есть какая-то притягательная сила и обаяние. Мне он посоветовал чаще ходить в церковь, регулярно исповедоваться и причащаться. Для укрепления веры подарил иконку Иоанна Крестителя. Второй раз я подошёл к нему в Успенском соборе после Литургии в субботу. В этот раз он подарил мне кусочек просфоры.

Проживание в паломнической гостинице

Проживал я в келье, рассчитанной на 10 человек. На этаже был туалет и душ на 5 отделений. Питались в трапезной (самообслуживание в установленные часы). Блюда сами брали на подносы. В выходные дни очереди были большие. Сам монастырь надолго запомнится своей красотой, необычной архитектурой и конечно историей. Здесь бывали Иван Грозный, долго жил Петр I, приезжали почти все цари, начиная с Александра I. Посещали монастырь Ельцин Б.Н. и Путин В.В.

Заключение

В целом впечатления от паломничества по святым местам Псковской земли самые хорошие. Уезжаю, с огромной благодарностью к своим детям, подарившим мне такую замечательную поездку. Хочу надеяться, что многочисленные молитвы за здравие и за упокой наших близких принесут нам и им спокойствие, здоровье и любовь ко всем окружающим нас людям. Хочется верить, что и с моим здоровьем произойдут хорошие перемены, тем более что я купался в трёх различных целебных святых источника.

© 2015 — 2017, Яковлев. Все права защищены.

Паломничество по Псковской земле (часть 4): 3 комментария

1. Юлия

Читаю и смотрю на фотографии — вижу знакомые лица папы и своих сестер. Все это очень интересно и познавательно. Желаю своим сестрам и дальше совершать паломничество по другим святым местам России.

2. Ольга

Прочитала и мне тоже захотелось побывать в этих местах. Я знаю, что Псков — это исток нашей православной веры. А как хочется припасть именно к истоку, чтобы почувствовать старину, помолиться около чудотворных икон, поклониться мощам наших праведных старцев. Даст бог обязательно съезжу в паломничество по этим святым местам.

3. Паломник из Татарии

Юрий, попал на ваш сайт совершенно случайно. А вот прочитал про паломничество в Псковскую область и тоже захотелось съездить. Пока я езжу по монастырям своей республики. На следующей неделе поеду в Дивеево, а осенью, с божией помощью, в Псковско-Печерский монастырь. Давно хочу съездить поклониться мощам святого Корнелия и Алипия Воронова.