О помыслах

26.05.2018
Папа, предлагаю твоему вниманию духовные поучения Аввы Евагрия Понтийского «О помыслах»

О трех основных помыслах

Из бесов противостоящих [духовному] деланию, первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими, воспринимая от предшественников [души] уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал [в страсть] чревоугодия нельзя возмутиться гневу тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился или не может стяжать нельзя избежать гордости, этого первого порождения диавола, тому, кто не исторг [из себя] «корень всех зол – сребролюбие» (1 Тим. 6,10), поскольку, согласно мудрому Соломону, «нищета мужа смиряет» (Притч. 10, 4).

И сказать кратко: нельзя человеку попасть [в руки какому-либо] бесу, если он прежде не был уязвлен предстоятелями [бесов]. Поэтому эти три помысла диавол некогда предложил Спасителю:

  • первый, когда просил камни сделать хлебами;
  • второй, когда обещал [отдать] весь мир, если [Господь], пав, поклонится ему;
  • третий, когда говорил, что если [Христос] послушается его, то прославится и ничего не потерпит, бросившись вниз [с крыла храма].

Но Господь наш, явив Себя выше этих [искушений], повелел диаволу отойти прочь, научая этим также и нас, что нельзя отразить диавола, если не презреть эти три помысла.

О помыслах Авва Евагрий Понтийский

Авва Евагрий Понтийский

Чувственные представления и память на службе помыслам
Все бесовские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей. Запечатленный ими ум вращает образы этих вещей в самом себе. Следовательно, исходя из [представляемой] вещи можно узнать приближающегося [к нам] беса. Например, если мысленно предо мною предстает лицо обидевшего и унизившего меня, то этим изобличается приближения помысла памятозлобия. Если всплывает воспоминание о богатстве или славе, то ясно, что мучитель наш узнается по вещи, [вызывающей эти воспоминания].
И в отношении других помыслов [также можно сказать, что] ты можешь обнаружить того [беса], который предстоит и внушает [тот или иной помысел]. Я не говорю, что все воспоминания о таковых вещах случаются от бесов, поскольку и самому уму, приводимому в движение человеком, присуще воображать [нечто] о существующих [вещах]. Нет, от бесов происходят только те воспоминания, которые увлекают яростное или желательное [начала души, заставляя их] двигаться вопреки своей природе.

Вследствие смятения этих сил [души] и ум прелюбодействует и [начинает] бунтовать, будучи не в состоянии воображать о Боге – Законоположнике своем. Если только [не] появится та светозарность, которая бывает в [нашем] владычественном начале во время молитвы, при условии, [конечно], отсутствия всех мыслей о [тленных] вещах.

Комментарии к чувственным помыслам

Выделение в душе трех начал (разумного, яростного, желательного) было известно еще Платону и стало как бы «общим достоянием» античной антропологии. Из этого «общего достояния» данная схема была воспринята и древнецерковным богословием, которое творчески переработало ее. По поводу естественного движения этих трех начал ср. одно рассуждение Евагрия: «Разумная душа действует в соответствии с природой, когда желательная часть ее устремляется к добродетели, яростная же часть сражается за эту добродетель, а разумная часть обращается к созерцанию тварных вещей» (Творение аввы Евагрия).

Папа, предоставляю твоему вниманию христианское нравоучение

«О силе примера»

Личный пример христианина в труде, в отношении к близким людям, к вере христианской может наставить на путь истинный даже язычника. Рассказывают, как у одного язычника трудился работник-христианин. Язычник этот, не знавший истинного Бога, принимая христианина на работу, сказал: «Я беру тебя с условием: ни слова не говори о Христе». Тот ему смиренно ответил: «Поверь, не скажу».

Яковлева Ирина Юрьевна

Ирина в паломнической поездке в Крым. Евпатория

Поработал христианин в саду два года, вдруг приходит к нему хозяин и со слезами мольбы падает в ноги: «Прошу тебя, сделай так, чтобы и я стал таким, как ты!» Так и произошло, что ни говоря ни слова о Христе, верующий человек только силой своего примера наставил язычника на путь истинный.

Доброго дня тебе, папа. Божией помощи в трудах твоих и Ангела Хранителя. Храни тебя Господь!

31.05.2018

Добрый день, папа. Предлагаю твоему вниманию дополнение к поучению аввы Евагрия Понтийский «О помыслах»

Виды помыслов

Три вида помыслов: помыслы ангельские человеческие и бесовские
Путем долго наблюдения мы познали различие между помыслами ангельскими человеческими и бесовскими; а именно: мы познали что ангельские [помыслы] прежде всего усердно взыскуют естество вещей и отыскивают их духовные смыслы.

Например, они взыскуют ради чего создано золото и почему оно рассеяно в виде песка где-то в недрах земли, отыскиваемое здесь с большим усилием и трудом? Почему найденное, оно промывается водой и предается огню, а потому уже попадает в руки мастеров делающих из него для скинии светильник-кадильницу возливальники и чашу (Исх. 25 29 31) из которых по благодати Спасителя нашего не пьет уже царь Вавилонский (Дан. 5 1-30) но Клеопа который приносит пылающее от этих таинств сердце (Лк. 24, 13-32).

Бесовский же помысел не ведает и не знает этого, но только лишь бесстыдно внушает [желание] обладать чувственным золотом предсказывая что [подобное обладание] принесет роскошь и [земную] славу. А человеческий помысел ни стяжания золота не ищет и не исследует символом чего является оно, но только вносит в мысль простой образ золота вне всякой связи со страстью корыстолюбия. То же самое рассуждение можно распространить и на другие вещи тайнозрительно упражняя [ум свой] соответственному этому правилу.

Заключение

Ты, горячо жаждущий чистой молитвы, внимательно следи за яростным началом [своей души] и, любя целомудрие — владычествуй над чревом. Не питай свое чрево хлебом до сытости и стесняй его [в его желании насытиться] водой. Пусть словеса Святого Духа [никогда] не оставляют тебя, а руками добродетелей [ты должен всегда] стучать в дверь [Священного] Писания. Тогда взойдет для тебя [словно солнце ] бесстрастие сердца, и во [время] молитвы ты увидишь ум свой подобным звезде.

Доброго дня тебе. Божией помощи в трудах твоих и Ангела хранителя. Храни тебя Господь. Мир тебе

 

© 2018, Яковлев. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *