Главы о любви

28.05.2018

Добрый день, папа. Предлагаю твоему вниманию духовное поучение прп. Максима исповедника «Главы о любви».

Понятие Любовь

Любовь есть благое расположение души, в соответствии с которым она ничего из сущего не предпочитает ведению Бога. Но навык такой любви невозможно приобрести тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному.

Любовь порождается бесстрастием, бесстрастие – упование на Бога, упование – терпением и великодушием, они всеобъемлющим воздержанием, воздержание – страхом Божиим, а этот страх – верой в Господа.

Верующий в Господа боится [вечного] наказания. Боящийся наказания воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби, терпеливо переносящий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия, а отрешенный от этого ум возымеет любовь к Богу.

Бог есть любовь!

Любящий Бога не может не любить и всякого человека, как самого себя, хотя страсти тех, кто еще не очистился, и вызывают отвращения в нем. Поэтому, видя их обращение и исправление, он радуется радостью безмерной и неизреченной.
Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за его какое-то падение совершенно чужд любви к Богу. Ведь любовь к Богу совершенна несовместима с ненавистью к человеку.

Любовь к Богу — стало смыслом для Яковлевой Ирины

Для Ирины Любовь к Богу не пустой звук

Блажен человек, могущий равно полюбить всякого человека.
Стяжавший в себе Божественную любовь не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 17:16), наподобие божественного Иеремии, но мужественно переносит всякую боль, хулу и поношение, не замышляя совсем никакого зла против кого-нибудь.

Когда оскорблен или унижен ты в чем-нибудь, тогда остерегайся помыслов гнева, дабы они через печаль не отделили тебя от любви, переселив в область ненависти.
Когда ты мучаешься от оскорбления или бесчестия, то знай, что получил ты от этого великую пользу, ибо через бесчестие домостроительно изгнано из тебя тщеславие.

Как воспоминания об огне не согревает тела, так и вера без любви не производит в душе просвещенности ведения.
Если свойством любви является долготерпение и доброта, то раздражающийся и лукавствующий, как это очевидно, становится чуждым любви. А чуждый любви чужд и Богу, поскольку Бог есть любовь (1 Ин. 4:8).

Не говорите, изрекает божественный Иеремия, что вы есть храм Господень (Иер. 7:4). И ты не говори, что одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти тебя, — это невозможно, если делами не стяжаешь любви к Нему. Что же касается просто веры, то ведь и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19).

Суть любви

Дела любви суть: сердечное благодетельствование ближнему, великодушие, терпение и благоразумное пользование вещами. 

Любящий Бога живет на земле ангельской жизнью, постясь, бодрствуя, распевая псалмы, молясь и о всяком человеке всегда думая доброе.

Если кто желает чего-нибудь, он усиленно старается получить это. А Божественное – несравнимо лучше и вожделение всех благ и желаемых вещей. Какое же рвение мы должны показать, чтобы получить это Божественное, по естеству благое и вожделенное?

Не оскверняй плоть свою срамными деяниями и не пачкай душу лукавыми помыслами: и мир Божий снизойдет на тебя и принесет любовь.

Бичуй плоть свою постом и бдением, неутомимо посвящай все время пению псалмов и молитве – и освящение целомудрия снизойдет на тебя и принесет любовь.

Не оскверняй ум свой, удерживая в себе помыслы похоти и гнева, дабы, отпав от чистой молитвы, не в пасть тебе в дух уныния. Ум тогда отпадет от благого общения с Богом, когда он становится собеседником с лукавыми и скверными помыслами.

Неразумный [человек], руководимый страстями, когда приводится в движение яростью, приходит в смятение и безрассудно спешит убежать от братии. Когда же он разжигается желанием, сожалеет об этом и тут же возвращается, [готовый] вступить в беседу. Благоразумный же [человек] в обоих случаях делает противоположное: во время гнева он отсекает от себя причину смятения и освобождает себя от огорчений на братий, а во время, когда [разжигается] желание, воздерживается от неразумного порыва и общения [с братией].

Если не желаешь отпасть от любви по Богу, то не допускай, чтобы брат отошел ко сну, огорченный на тебя, и сам не засыпай со скорбью [в сердце] на него, но пойди прежде примирись с братом твоим (Мф. 5:24) и с чистой совестью принеси дар Христу в прилежной молитве.

Если любовь не делает ближнему зла (Рим. 13:10), то завидущий брату, огорчающийся из-за доброй славы его, злыми насмешками пачкающий уважение к нему или злонравно творящий наветы на него разве не отчуждает себя от любви, предавая вечному осуждению?

Что есть любовь?

Если любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10), то злопамятствующий на брата, строящий козни ему, проклинающий его и радующийся падению его разве не является преступником, достойным вечного наказания?
Если кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон (Иак. 4:11), а закон Христов есть любовь, то разве не отпадает от любви Христовой клеветник и не становится ли он виновником собственного вечного наказания?

Не предавай слух свой языку клеветника и не предоставляй язык свой слуху злоречивого, с удовольствием говоря или слушая [клеветы] на ближнего, дабы не отпасть тебе от Божественной любви и не оказаться чуждым вечной жизни.
Не внемли хулам на отца твоего и не поощряй бесчестящего его, дабы не прогневался Господь на дела твои и не истребил тебя от земли живых.

Не оскорбляй никогда никого из братий, особенно неразумно, дабы он, не перенеся обиды, не удалился бы. Ибо [в противном случае] ты никогда не избежишь обличения [своей] совести, которое всегда будет причинять тебе скорбь во время молитвы, удаляя ум [твой] от близкого общения с Богом.
Не терпи подозрений или людей, причиняющих тебе соблазны против кого-нибудь. Ибо допускающие каким-либо образом соблазны от [вещей], случающихся произвольно или непроизвольно, не ведают пути мира (Рим. 3:17), который через любовь ведет возлюбивших этот путь к познанию Бога.

Доброго дня, тебе. Божией помощи в трудах твоих и Ангела Хранителя. Храни тебя Господь. Мир тебе.

P.S 30.05.2018 Папа, в продолжении темы о любви поучения прп. Максима исповедника

Любовь и внутреннее душевное состояние

Тот еще не имеет совершенной любви кто приводит свое внутреннее душевное состояние в созвучие с людскими мнениями. Например когда он одного человека любит, а другого ненавидит по той или другой причине. Или он одного и того же человека иногда любит, а иногда ненавидит по тем же самым причинам.

Святой исповедник Максим проповедовал любовь

Макси́м Испове́дник — христианский монах, богослов и философ, известный непримиримой борьбой против ересей

Только одни точные блюстители заповедей и подлинные тайники судов Божиих не оставляют друзей по попущению Божиему подвергаемых искушениям. А презирающие заповеди и непосвященные в тайны судов Божиих когда друг благоденствует сонаслаждаются с ним, а когда он подвергаемый искушениям, страдает — оставляют его. А бывает, что они встают на сторону врагов его.

Други Христовы сердечно любят всех, но не всеми бывают любимы. Друзья же мира [сего] и не всех любят, и не всеми бывают любимы. Други Христовы до конца сохраняют постоянство в любви; друзья же мира [сего] сохраняют его лишь до тех пор, пока не поссорятся друг с другом из-за чего мирского.

Друг верен, кров крепок (Сир. 6:14), ибо он при благоденствии друга является благим советчиком и единодушным сотрудником, а при страдании его – искреннейшим приверженцем и сострадательнейшим заступником.

Многие сказали многое о любви, но только ища ее среди учеников Христовых, ты обретаешь ее. Ибо одни они имеют Учителем любви истинную Любовь о которой говорится: Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:2-3). Стяжавший же любовь стяжал Самого Бога, поскольку Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). Ему слава вовеки. Аминь.

Доброго дня тебе. Божией помощи в трудах твоих и Ангела Хранителя. Храни тебя Господь.

© 2018, Яковлев. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *