Паломничество в Санкт-Петербург

Наше паломничество в Санкт-Петербург началось 22 и продолжалось по 24 марта. Северная столица известна на всю Россию и весь православный мир своими красивейшими соборами, церквами и монастырями. В них бережно сохраняются святыни Санкт-Петербурга, некоторым из них мы приехали поклониться.

Святыни Санкт-Петербурга, в которых мы побывали

Так как времени на посещение всех православных святынь у нас не хватало, ограничились самыми известными.

Исаакиевский собор

Прежде всего, наше паломничество к святыням Санкт-Петербурга началось с посещения Исаакиевского собора. Во-первых, на сегодняшний момент собор считается Государственным музеем-памятником. Поэтому вход платный — 250 руб. с человека. Но моя инвалидность позволила сэкономить 500 руб. (для моего сопровождения положен бесплатный провожатый).

Собор произвел громадное впечатление своим монументальным строгим видом, потрясающим богатством внутреннего убранства, красотой купола, наружной облицовкой стен.

Музей Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Внутри собор напоминает … малахитовую шкатулку.

Исаакиевский собор экскурсия цена
Алтарь Исаакиевского собора

Столько здесь для отделки колонн, стен куполов собрано природных цветных камней. Мы примкнули к одной из групп и с удовольствием послушали интересный рассказ гида об истории собора: этапах строительства, из каких стран брался камень для отделки, о некоторых легендах связанных с историей собора. Пробыли мы внутри собора около 1,5 часов, а впечатлений осталось на всю оставшуюся жизнь.

Исаакиевский собор рисунок
Купол Исаакиевского собора

В Соборе проходят регулярные богослужения. Это немного непривычно, когда видишь молящихся (их немного) и понимаешь, какой подвиг несут эти люди, а особенно священники, ведь вокруг толпы праздношатающихся людей, особенно иностранцев.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Вечером 22 марта мы отправились на вечернюю службу в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Он был построен по благословлению Иоанна Кронштадтского, на месте образованной им женской общины.

Сам храм Двунадесяти апостолов выглядит очень внушительно. Как и другие святыни Санкт-Петербурга, он посвящен конкретному святому — Иоанну Кронштадскому. Служба проходила в главном храме, который занимает верхний этаж. Народу на службе было не так много. Вдоль каждой колонны стоят скамейки, поэтому немощным людям можно было немного передохнуть. Ведь время богослужения продолжалось около 3,5 часов. Во время него читалась великопостная молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами.

Поскольку свободного места было много, я легко и с большим удовольствием сделал все земные поклоны. Исповеди на вечерней службе не было. После окончания службы мы спустились в нижний храм, где в подвальном этаже построена церковь-усыпальница самого о. Иоанна Кронштадтского. Здесь же находится его музей. Сюда пришел духовник женского монастыря (он же вел вечернюю службу) и прочитал проповедь о святых мучениках. Они не отрекались от Христа даже под жесточайшими пытками и угрозы неминуемой смерти. Говорил о том, что такая твердость духа могла быть обретена только с помощью Бога. А нам верующим духовник сказал так: чтобы стяжать божью помощь — нужно учиться молиться.

От святыни Санкт-Петербурга к себе в гостиницу мы пошли пешком, так как она была совсем рядом. Замечательно в этой поездке было то, что Лена и Ирина довольно часто ездят в Санкт-Петербург. Поэтому и ориентируются в городе почти также как в Москве.

Утреннее богослужение в среду 23 марта

На следующий день была среда. Утром мы пошли на службу. Она началась в 8-00. Народу стало заметно больше. Шла вторая седмица Великого Поста. Мы с Леной исповедались и причастились. Очередь на исповедь была длинной (исповедовал один батюшка), поэтому ждать пришлось довольно долго. Меня он неожиданно спросил: «Воцерковленный?», и услышав мой утвердительный ответ, удовлетворенно кивнул головой. Сама служба очень понравилась. Затем мы спустились в усыпальницу к батюшке Иоанну, попросили у него благословение на оставшиеся дни в Питере, потому что наши планы превышали наши временные возможности.

После окончания службы вернулись в гостиницу, сдали номер и с вещами перебрались в другую гостиницу на Лиговском проспекте. Между прочим, Лена в центре города очень дешево смогла забронировать номера. Вот что значит, умение пользоваться интернетом.

Часовня блж. Ксении Петербургской

После обеда на метро мы поехали на Смоленское кладбище, на котором находится могила с Часовней блж. Ксении Петербургской. Для православных людей — это место особого поклонения.

Святыни Санкт-Петербурга Часовня Ксении Петербуржской
Смоленское кладбище. Часовня над могилой Ксении Петербуржской

Размеры часовни сопоставимы с размерами небольшой церкви. И внутри, и снаружи очень много людей. Лена подала записки, и мы отстояли немалую очередь, чтобы поклониться ее мощам под спудом. Многие приезжают к Ксении с цветами. Здесь часто проходят службы. Мы попали на молебен и помазание, чему несказанно обрадовались.

Cама часовня пример всенародной любви к блаженной Ксении, которая прожила трудную жизнь, полную лишений и испытаний. Людской поток к ее могиле никогда не прерывался, даже в те времена, когда часовня была закрыта, а доступа к ее могиле не было. Люди шли к стенам часовни и молили ее о помощи. Да и сегодня я видел много людей стоящих у стен часовни и прижавшись к ним лбами. Прямо рядом с кладбищем мы вкусно перекусили в трапезной.

Краткая экскурсия в Петропавловскую крепость

Вечером по моей просьбе мы поехали в Петропавловскую крепость. Именно ее я больше всего запомнил, когда совершил первое посещение Ленинграда в 1969 году.

Вид на Петропавловскую крепость
Петропавловская крепость. Адмиралтейская игла

Вход на территорию крепости бесплатный, но нам пришлось купить входные билеты в Петропавловский собор. А вот для меня инвалида почти все святыни Санкт-Петербурга бесплатны. В соборе особо запомнилась деревянная резьба алтаря и захоронения членов Императорской семьи.

Святыни Санкт-Петербурга Петропавловский собор внутри
Алтарь Петропавловского собора

Должен отметить, что ожидаемого впечатления в этот раз Петропавловская крепость на меня не произвела. Может быть виноват вечер, начало весны или накопившаяся усталость. Но и этих скудных впечатлений хватит, чтобы иногда освежить свою потускневшую память.

Лене и Ирине Петропавловский Собор не понравился. Помпезно, пышно и совершенно не в русском духе. Такие комментария я от них услышал. Лена даже обратила внимание на тот факт, что икона Божией Матери в иконостасе слева от Царских врат имеет черты русских императриц.

После Петропавловской крепости мы вернулись в гостиницу и впервые за много дней пораньше легли спать.

Храм Спаса на Крови

Утром на метро мы поехали к одной из самых знаменитых святынь Санкт-Петербурга, места смертельного ранения Александра II — Храму Спаса на Крови. Но мы приехали слишком рано, и храм музей был еще закрыт.

Святыни Санкт-Петербурга храм Спаса на крови
Храм Спаса на Крови на месте смертельного ранения Александра II

Хочу немного рассказать об общественном транспорте Северной столицы. По моей просьбе мы довольно много поездили на автобусах, чтобы лучше увидеть знаменитый город. Метро мне запомнилось не только своей глубиной, но и вежливостью горожан. Мне сразу же уступали место во всех без исключения поездках. Кроме того, отсутствовала привычная московская толкотня. Ещё запомнились закрытый доступ к поездам, хотя такое практикуется не на всех станциях. Из окон автобуса города хорошо не разглядишь, но все равно заметны: красота его строений, реклама магазинов, людской поток на улицах.

Посещение музея камня

Погода стояла великолепная — солнечная, теплая, безветренная. Снега нигде не было, но лед в каналах был еще крепкий и толстый. Нева давно освободилась от льда, и вода ее была свинцового цвета.

Каналы Санкт-Петербурга
Я и Ирина на улице около одного из каналов

Сначала мы сходили на Марсово Поле, которое оказалось совсем рядом. Большого впечатления в это время года оно не произвело. Серо, безжизненно, безлюдно. Потом мы купили билеты на платную экскурсию по музею камня. Он — филиал Исаакиевского собора и Храма Спаса на Крови. В нем представлена экспозиция образцов камней, которыми были отделаны обе святыни Санкт-Петербурга. Помимо этого здесь были выставлены образцы работ реставраторов (эмаль и мозаика), которые участвовали в восстановлении обоих соборов.

Входные билеты продаются вместе с положенной экскурсией. Нас запустили с довольно большой группой, к которой подошла экскурсовод. Нам она представилась Юлией. Женщина средних лет, худенькая, небольшого росточка. Ее рассказ был эмоционален, интересен, эрудирован.

Алтарь храма Спаса на Крови в Питере
Алтарь Храма Спаса на Крови

Она рассказала об истории строительства, о его мозаичных картинах, о сюжетах из Евангелия, о земной жизни Царя Небесного — Христа, и Царя Земного — Александра II. Храм очень красивый и внутри и снаружи. Его строили 24 года, а реставрационные работы идут уже 27 лет.

Здесь также, как и в Исаакиевском соборе идут богослужения. Но отличие в том, что на время богослужения храм недоступен для посетителей.

Церковь «Всех скорбящих Радость» и могила Матроны Босоножки

Прежде всего, по настоянию Лены, мы на автобусе поехали в Церковь «Всех скорбящих Радость». Около нее находится могила блж. Матроны Босоножки. Блаженную в свое время знал весь город. На могиле молодой батюшка служил литию. Мы его не только послушали, но и приложились к могиле. Потом зашли и осмотрели храм.

Кроме того, запомнилась икона Божией Матери, с которой в конце 19 века произошло чудо. Во время грозы молния ударила в кружку с пожертвованиями и на икону упали полукопейки — «грошики». Они намертво прилипли к иконе, а та чудесным образом обновилась. Эту икону народ назвал: Божия Матерь с грошиками. Так как она считается чудотворной, то я к ней подходил трижды. Взяв благословение на дорогу, мы отправились опять на автобусе в Александро-Невскую Лавру.

Краткая экскурсия по Александро-Невской Лавре

На Лавру у нас осталось совсем немного времени. Мы зашли в Свято-Троицкий Собор.

Александро-Невская лавра экскурсии
Александро-Невская лавра, Троицкий собор

Там шло соборование, но это не помешало познакомились с внутренним убранством собора, приложились к мощам и иконам. Кроме того, здесь богатая сокровищница с мощами многочисленных угодников Божиих. Потом обошли изнутри двор Лавры. Как и другие святыни Санкт-Петербурга она смотрится великолепно.

Прежде всего, понравилась спокойная, умиротворяющая обстановка этого святого места. Я немного побродил по кладбищу, которое находится посреди двора монастыря. В некрополи мы не заходили, так как вход в них платный. В Лавре мы перекусили в трапезной. Очень вкусно, хотя и постно. А вот дочки были в восторге от постной сладкой пшенной каши. Да и мне все понравилось. Лена накупила постного шоколада на подарки и пирожков в дорогу.

От Лавры до московского вокзала прошли пешком — расстояние около 1,5 км. По пути зашли в книжный магазин от Лавры и фруктовую лавку недалеко от вокзала.

Довольные, не только большим количеством впечатлений, но и радостные сели на Сапсан. На нем вернулись в Москву, где нас ждала скучавшая кошка Глаша.

© 2016 – 2021, Яковлев. Все права защищены.

1 комментарий к “Паломничество в Санкт-Петербург”